На сайт музея
Образ войны в художественных произведениях

В мае 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Солдаты вернулись к мирному труду .Сняли фронтовые шинели и художники. Запах пороховой гари сменился ароматом смоляных лаков и красок. В коллекции живописи хранится замечательное полотно фронтовика П.П.Токарева «Подвиг Василия Венгерского»(1959 г). На нем изображен эпизод, когда солдат, уроженец Тобольска, истекая кровью, зажал зубами концы оголенных проводов, тем самым обеспечив связь, так нужную в боевой обстановке. Его подвиг посмертно отмечен орденом Отечественной войны I cтепени.

Еще одна картина П.П.Токарева, хранящаяся в фондах музея посвящена женщинам 1941 года. Мрачный фон пашни, срезанные крыши домов, узкая полоска неба над горизонтам, молчаливо застывшие лица женщин, резкие контрасты темного и светлого создают впечатление драматического напряжения. Эта картина-с обирательный образ матерей, сестер и дочерей, на хрупкие плечи которых легла тяжелая война. Их труд, терпеливое ожидание победы, помогали воинам сражаться и выстоять Недаром группа женщин в белых платках похожа на монолитный памятник, внушающий веру и надежду.

В коллекции есть и произведения, выполненные художниками непосредственно в перерывах между боями в 1944-1945 гг. Это этюды В.А.Арлашина «Офицер», «Военнопленный японец», «В землянке»- выразительные по живописи и написанные с любовью .Очень живая фронтовая зарисовка «Сон партизана» художника А. В.Кокорина,выполненная в 1944 году. Художники писали и рисовали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. В этих этюдах-большая искренность, восхищение людьми, стойко выдерживающими нечеловеческие испытания, прямота и честность художественного видения.

Украшением коллекции являются произведения известного отечественного мастера В.С.Алфеевского, рассказавшего о Москве военного лихолетья («Октябрь 1941 года» из серии «Москва 41 года»).

Настоящий трепет испытываешь, перелистывая альбомы рисунков и стихов, выполненных учащимися школы № 1 города Тобольска. Альбомы созданы в период 1941-1947 годов. Детские, такие трогательные стихи ,посвященные ушедшим на фронт отцам, Красной Армии,родному краю, древнему и любимому городу, берут за душу. Каждый лист исписан аккуратным детским почерком и проиллюстрирован.

Серия гравюр белорусского художника Г.Г.Поплавского из цикла «Время длинных ночей» посвящена непокоренным жителям Хатыни. Тот далёкий день 22 марта 1943 года стал последним для маленькой, всего в двадцать шесть домов, белорусской деревеньки Хатынь. Село со всех сторон была окружено отрядом фашистских карателей. Убийцы в мундирах СС согнали всех жителей от мала до велика в большой сарай на краю села. Сарай заперли и подожгли. Всех, кто пытался выскочить из этой огненной могилы, расстреливали из пулемётов и автоматов. Всего от рук карателей в тот день погибло 149 жителей Хатыни, среди них — 75 детей. Чудом уцелело лишь трое человек.

Образцом монументальной скульптуры является бронзовый эскиз памятника легендарному разведчику Рихарду Зорге,принадлежащая одному из ведущих мастеров советской школы скульптуры В.Е.Цигалю:стойкий и мужественный человек Рихард Зорге,проломив стену отчуждения и забвения,сходит в бессмертие.Эта монументальная композиция была установлена в Москве возле здания Разведуправления.

Есть в собрании скульптуры и работа нашего яркого и самобытного земляка Н.В .Распопова «Прощание».Это макет памятника десятиклассникам,выпускникам тюменских школ,не вернувшихся с войны. Это одна из самых значительных ,этапных работ скульптора. Памятник украшает небольшую историческую площадь города Тюмени.

Художниками и скульпторами и в военные годы и после великой Победы было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.